Главная

История города


Общие сведения
История края
Присоединение к России
Основание города
Сто лет спустя
Петровская эпоха
Пожар кремля
Оборона Уфы
Статус города
Структура власти
Рост и развитие города
Каким был и как жил город
Благоустройство города
Промышленность и транспорт
Просвещение и культура
Архитектура начала XX века
1905 год
1917 год
Гражданская война
Двадцатые годы
Тридцатые годы
1941 год
После войны
Посчти наше время
Старые названия улиц
Линия времени


 

Каким был и как жил город

Уфу специально выстроили на полуострове. Во-первых, это хорошо защищало город, а во-вторых, река была отличной естественной дорогой, и позволяла быстро перевозить большое количество грузов. Но река была и серьезным препятствием для транспорта, паромные переправы (фото справа) справлялись с возросшим потоком грузов с большим трудом

В 1795 году была предпринята первая попытка строительства моста через Белую, закончившаяся неудачей. Поэтому решили построить плашкоутный (понтонный) мост, что и было сделано в 1808 году. Решение оказалось удачным, и мост отлично работал вплоть до середины XX века.

Дальнейший рост города связан с постройкой Самаро-Златоустовской железной дороги. Сначала ее планировалось провести мимо Уфы, но городские власти добились изменения проекта.Ушло на это почти 10 лет, но результат того стоил. Город начал быстро развиваться, особенно быстро в районе вокзала. Начала интенсивно застраиваться Нижегородка. На спуске к станции Правая Белая до сих пор сохранилась настоящая булыжная мостовая. Через Белую был построен чугунный жедезнодорожный мост, его взорвали в гражданскую. За мостом устроили железнодорожный разъезд (дорога была одноколейная), с которого началось строительство станции Дема.

Дома в городе в конце XIX века были в основном деревянными и одноэтажными (93%), двух- и трехэтажные были в основном в центре. Двухэтажные дома обычно имели кирпичный нижний этаж и деревянный верхний. В таких домах хозяин жил на втором этаже, а первый этаж сдавался. Это позволяло иметь на втором этаже теплый пол, а кирпичный первый этаж обеспечивал долговечность здания. Если дом был целиком деревянный, хозяева жили на первом этаже. Таким был дом, в котором в 1900 году жил Ленин.

Многие деревянные дома штукатурили так, что они по внешнему виду были неотличимы от каменных. Бревна в таких домах сохранились настолько хорошо, что теперь, когда эти дома сносят, кажутся только что уложенными. Очень популярны в городе были дома с мезонином. На выступах мезонина имелись крытые террасы с фронтоном. Достаточно много было и домов с балконами.

В домах более или менее состоятельных людей обязательно имелись парадные подъезды. Со двора был второй вход в дом - черный ход, его использовали для хозяйственных нужд. Во двор вели двустворчатые ворота, по обеим сторонам которых были калитки. Одна их калиток была "рабочей" - через нее действительно входили во двор. С другой стороны обычно была имитация. Калитка запиралась на щеколду, открываемую снаружи нажатием на рычаг.

Уклад жизни в городе был достаточно близок к сельскому. Многие держали коз, свиней и даже коров, ну а куры были почти в каждом дворе. Поэтому город вовсе не был зеленым - домашние животные съедали все, что не было специально огорожено. Топили печи дровами, и в каждом дворе были сложены поленицы. Для разжигания самоваров покупали древесный уголь, которым торговали вразнос. Кроме угольщиков по городу ходили точильщики ножей, лудильщики, водовозы. Стирать и за водой ходили на реку, в зимнее время городские службы устраивали проруби, возле которых имелись отапливаемые будки.

Главным видом общественного транспорта были извозчики, в 1913 году их было 395. Личным транспортом были конные экипажи, а позднее и автомобили. В 1914 году в городе было 15 частных легковых автомобилей и 8 мотоциклов.

{prim}