Промышленость и транспорт
Промышленностью в XIX веке Уфа похвастаться не могла - в начале века было всего 7 предприятий, а к 1861 году их стало 38. Но предприятия были мелкими, и в основном относились к легкой и пищевой промышленности. Это были кожевенные предприятия, мыловаренные, свечные заводы, маслобойные, водочные и т.п. Серьезным было только производство кирпича.
В большинстве своем это были очень мелкие предприятия, помещавшиеся в одном сарайчике. Рабочий день был 15-16 часов в сутки, а средняя месячная зарплата уфимского составляла 3 рубля на хозяйских харчах или 6 рублей на собственных.
К концу века стали появляться мануфактуры, а на лесопилках первые паровые двигатели. Но поскольку через город проходила железная дорога, приходил один из сибирских трактов, и работал водный транспорт, привозных промышленных товаров было много. Местная промышленность конкурировать с ними не могла, и практически не развивалась. Процветали только предприятия пищевой промышленности.
Общества "Бельское пароходство" было основано в 1870 гору, и с этого времени на Белой установилось регулярное пароходное сообщение. В 1871 году было 5 пассажирских пароходов, совершавших рейсы в Казань и Нижний Новгород. Затем появились буксиры, и к концу XIX века по Белой ходило 57 пароходов.
Пароходы были по современным понятиям маломощные, в среднем машина развивала 25 л.с. По Белой они ходили довольно легко, а на Уфимке некоторые перекаты преодолевались по несколько часов. И это всех вполне устраивало - за скоростью тогда никто не гнался.
Проект железной дороги Самара - Уфа - Златоуст -Челябинск - Екатеринбург был утвержден 9 января 1885 года. Движение на Уфимском участке открылось 8 сентября 1888 года. На снимке слева показано старое здание железнодорожного вокзала. Посещение вокзала было тогда неплохим развлечением - для входа не перрон покупались специальные билеты.
В конце XIX века во всей России начался промышленный подъем, связанный с развитием фабрично- заводского производства. Эти процессы затронули и Уфу, и в 1890-1900 годах численность рабочих увеличилась в три раза, а объем производства почти в четыре. Однако вплоть до тридцатых годов 20 века, даже несмотря на наличие железной дороги, серьезной промышленности у нас не было. Тяжелая промышленность была в Екатеринбурге, главное богатство края - нефть, еще не было востребовано.
|