Главная

История города


Общие сведения
История края
Присоединение к России
Основание города
Сто лет спустя
Петровская эпоха
Пожар кремля
Оборона Уфы
Статус города
Структура власти
Рост и развитие города
Каким был и как жил город
Благоустройство города
Промышленность и транспорт
Просвещение и культура
Архитектура начала XX века
1905 год
1917 год
Гражданская война
Двадцатые годы
Тридцатые годы
1941 год
После войны
Посчти наше время
Старые названия улиц
Линия времени


 

Великая Отечественная

К началу Великой Отечественной в Уфе насчитывалось 60 промышленных предприятий, но большинство довольно мелкие. Крупными были паровозоремонтный завод, моторостроительный, и нефтеперерабатывающий.

На паровозоремонтном чинили поврежденные локомотивы и вагоны, и изготовили два (по другим источникам - четыре) бронепоезда. Сейчас к бронепоездам отношение снисходительное, считается что они были эффективны лишь в Гражданскую, но это далеко не так. Бронепоезд - это передвижная артиллерийская батарея, предназначенная для быстрой переброски с места на место и использования в любой момент, без разгрузки. Броня неплохо спасала от пуль и осколков, и создавала более комфортные условия для орудийных расчетов в плохую погоду. Орудийный огонь также в большинстве случаев не мог причинить бронепоезду особого вреда, поскольку артиллерию на так уж часто выводят на прямую наводку. Огонь по большей части ведется с закрытых позиций, и артиллеристы не видят, в кого стреляют. Соответственно, противник не видит и их, и ведет огонь по данным корректировщиков. Главную опасность для бронепоезда представляют бомбардировщики, но против них есть зенитная артиллерия. А поврежденный путь легко восстанавливает специальная бригада, причем во время ее работы бронепоезд может маневрировать на уцелевшем участке дороги. Обычная артиллерийская батарея такой возможности лишена.

На моторостроительном заводе, который первоначально назывался заводом комбайновых моторов, делали двигатели для военной техники. Он не так прославлен, как Челябинский тракторный, но лишь потому, что делал не танки, а моторы. Это не так наглядно, а пресса любит наглядность.

Но самым важным было производство бензина. Каждый третий самолет и каждый пятый танк работали на башкирском бензине. Расположение заводов в глубоком тылу позволяло иметь стопроцентную гарантию поставок, что почти так же важно, как и их объем. Кроме топлива, производились и масла, а также взрывчатка. Это позволяло изготавливать снаряды не транспортируя взрывчатку издалека, что в условиях войны очень важно

На фанерном комбинате изготавливали фанеру для авиации, на предприятиях легкой промышленности шили обмундирование. В больницах лечили раненых - работало около 20 эвакогоспиталей на 11000 коек. В город перевели часть наркоматов, а в районе Тужиловки была построена радиостанция Коминтерна, демонтированная в 2007 году. В 1941 - 1943 годах в Уфе работал Исполком Коминтерна.

В 1941 - 1942 годах в Уфу эвакуировано свыше 40 промышленных предприятий, ряд учебных и научных учреждений.

.Осенью 1941 года в Уфе были сформированы 361-я стрелковая дивизия, 74-я и 76-я кавалерийские дивизии, зимой 1941 - весной 1942 годов - 112-я и 113-я Башкирские кавалерийские дивизии, позднее 214-я стрелковая дивизия, отдельные артиллерийские и пулеметные части.

Боевой путь 112-й кавалерийской дивизии

Кавалерию считают чем-то давно устаревшим, но в годы войны это было не совсем так. Правильнее будет сказать, что главной ударной силой она уже не была. А применяли ее весьма эффективно - в тех случаях, когда не бросали ее против танков. Двигаться она может быстрее пехоты, от снабжения зависит меньше, легко движется по бездорожью, сохраняет мобильность в распутицу. А боевые действия можно вести и спешившись, саблей махать вовсе необязательно. Отдельные кавалерийские части имеются даже сейчас.

{prim}